Наверное, любой, кому довелось побывать у стены Плача, пережил глубокий трепет от ощущения святости, которая в концентрированном виде наполняет это место. События тысячелетней давности воспринимаются там, как свежие новости, а страны и континенты, которых разделяют тысячи километров, выглядят общим списком через запятую. Храмовая гора - место святое. Это не просто высокопарные слова. Это - особый статус, который накладывает на нас множество требований и ограничений.
В наше время от Храмовой постройки осталась лишь стена Храмовой горы, возведенная царем Иродом в конце I века до н.э.. А тот законченный облик стены, который мы можем видеть сегодня, - это уже результат арабских перестроек, начиная с VII века. В любом случае, большая часть кладки стены сохранилась еще со времен Второго Храма.
На протяжении веков римляне, арабы, крестоносцы, словом, все, кто контролировал Храмовую гору, не разрешали евреям приходить туда молиться. Правда, иногда случались счастливые исключения. Но даже тогда, по причине запрета Торы заходить в зону святости (т.е., непосредственно на место Храмовой постройки), евреи молились у подножия ее стен. В XIII веке в землю Израиля переселился жить один из великих мудрецов нашего народа - РАМБАН (Рабби Мойше бен Нахман), который возродил еврейскую общину в Иерусалиме. Местом компактного проживания евреев стал квартал города, примыкающей к западной стене Храмовой горы. Во многом именно благодаря территориальной близости к еврейскому кварталу стена Плача или Западная стена стала традиционным местом молитвы для евреев.
Как бы оно ни было, но факт остается фактом: западная стена Храмовой горы - наиболее близкое место к «Святая Святых». Там, с западной стороны, в конечной части Храма, находилось самое святое - ковчег со Скрижалями Завета и свитком Торы Моисея. Это место настолько особенное, что право доступа в него имел только Первосвященник, и то только один раз в году – в Йом Кипур. Согласно свидетельству Мидраша (Бэмидбар Рабба 11:2), Б-жественное присутствие никогда не покидает западную стену Храма. В силу этого получается, что стена Плача – это такой последний рубеж, еще разрешенный для посещения, но при этом находящийся в непосредственной близости от самого святого места в мире.
Храмовая Гора со всех сторон окружена высокой подпорной стеной и по форме близка к прямоугольнику. Так, западная стена простирается на 480 м, а южная – на 300 м. Но Мишна (Мидот 2:1) дает несколько другие размеры двора Второго Храма – 500 локтей на 500 локтей (250м на 250м). Возможно, что во времена царя Ирода стены Храмовой горы были перестроены и двор значительно расширен. Та же Мишна свидетельствует о том, что внутрь двора Храма вели пять ворот, однако в течение времени появились новые.
Археологи, по мере проведения раскопок, открывают все больше и больше исторических артефактов. В зависимости от глубины прорытых туннелей, им открываются руины разных эпох. В этом месте завоеватели не церемонились друг с другом, поэтому различные культуры и цивилизации идут слоями за слоями. В порядке убывания они сменяются так – Британская империя, Османская империя, государство Мамлюков, монголы-татары, государство Айюбидов, Крестоносцы, Арабский халифат, Византия, Древний Рим и наконец-то - евреи. Да, докопаться до еврейских артефактов нелегко, но ведь - Кто копает!