Решения

Наречение именем

Законы, обычаи и практические советы выбора еврейского имени для новорожденных и уже взрослых людей. Церемония наречения и изменения имени. Изобретение новых еврейских имен.

Выбор имени – это одна из самых непростых на свете задач, в решении которой, согласно традиции, нам приходит на помощь совершенно неожиданное подспорье - в тот момент, когда родители, в споре или миролюбиво, решают, какое им выбрать имя для своей крохи, с ними в это время пребывает Б-жественное провидение.

На иврите слово душа звучит как нешама и состоит оно из четырех букв. Средние две из них составляют самостоятельное слово шем, что значит «имя». Ваше имя – это неотъемлемая часть вашей души, даже можно сказать, ее сущность.

Существует ли связь между именем человека и образом его мыслей, между смысловым значением записи в метрике и его характером? Решать вам! Но только не забывайте, что рано или поздно ребенок вырастет и спросит вас: «А почему меня зовут…?». Пока вы еще не выбрали имя, ответьте на этот самый вопрос сейчас, когда судьба наградила вас столь важным подарком — собственным ребенком, продолжателем вашего очень древнего рода.

Любое имя что-то значит и несет в себе череду исторических образов и событий. Поэтому, называя ребенка, мы волей-неволей увековечиваем и, в очередной раз, утверждаем образ, понятие, заключенные в этих нескольких слогах. Недаром же вы готовы набить морду любому, кто к имени вашего чада посмеет добавить пару легковесных слов. Почему? Да потому, что имя — это святое!

Имя, данное родителями, человек носит вечно. Это самое имя будут называть, приглашая мальчика в первый раз для прочтения свитка Торы, когда он достигнет 13-летнего возраста и начнет соблюдать заповеди Создателя со всей серьезностью. Это же имя будет записано в ктубе (брачном контракте), этим именем его будут называть жена и родные… Таким образом, имя путешествует с человеком по жизни, участвуя во всех событиях, радостных или (не дай Б-г) печальных. Даже при произнесении молитвы о чьем-либо скорейшем выздоровлении (молитвы «ми шеберах»), упоминается еврейское имя человека и его матери.

Получение еврейского имени: законы и обычаи

  • Обязанность дать еврейское имя новорожденному лежит на его родителях. относительно того, кто из родителей должен дать имя ребенку, в разных общинах существуют разные обычаи. Согласно одному из них, отец дает имя первенцу, мать — второму ребенку, и так поочередно. Существует другой обычай, когда первому ребенку дает имя мать. В некоторых общинах поступают иначе: отец дает имя сыновьям, а мать – дочерям. В случае разногласия проконсультируйтесь с раввином.
  • Мальчику имя дается на 8-й день жизни во время церемонии обрезания, когда, подобно праотцу Аврааму, он вступает в союз со Всевышним.
  • Если ребенку не было дано еврейское имя вовремя, то исправить это можно в любой момент. До наступления совершеннолетия – 12 лет для девочки и 13 для мальчика – прерогатива остается в руках родителей. После этого возраста груз ответственности ложится на самих детей. Законы и обычаи здесь те же. Мужчине для этого необходимо пройти обряд обрезания. Без этого он не считается присоединившимся к завету еврейского народа с Б-гом, и потому не может получить еврейское имя. Женщине достаточно попросить администрацию синагоги, чтобы в день публичного чтения Торы ее новое имя было упомянуто в молитве за здоровье и удачу «Мишеберах».

Текст «Мишеберах» в переводе на русский язык.

Тот, кто благословил наших отцов – Авраама, Ицхака и Яакова, Моше и Аарона, Давида и Шломо, благословит и роженицу (называется имя мамы новорожденной: такая-то дочь такой-то) вместе с дочерью, родившейся в добрый час, и будет та наречена в Израиле именем (произносят имя, которым решили назвать девочку: такая-то дочь такого-то), поскольку муж (роженицы) и отец (ребенка) обещал дать пожертвование ради них, в награду за это да удостоятся (родители) вырастить дочь для Торы, для хупы (семьи) и добрых дел, и скажем Амен!

Практические советы выбора еврейского имени.

Хотя с точки зрения традиции родители вправе называть своего ребенка любым приглянувшимся им еврейским именем, тем не менее, существуют устоявшиеся многовековые правила. Краткий словарь распространенных еврейских имен приводится здесь.

Выбор имени для новорожденных

  • Выбор имени ребенка должен осуществляться только после его рождения.
  • Существует древний обычай называть детей именами покойных родственников — отца, матери, бабушки и т.д. Это основывается на предписании Торы, которое гласит о том, что имена умерших не должны стираться из памяти народа Израиля.
  • Среди ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя человека, который жив. А у сефардов, наоборот, назвать ребенка в честь живого и здравствующего родственника означает пожелать этому человеку процветания и долголетия.
  • Широко распространен обычай давать детям имена в честь праотцев еврейского народа — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана. Считается, что их великие заслуги и праведность помогают в жизни тех, кто носит их имена.
  • Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Менахем-Мендел — в честь Любавического Ребе.
  • Часто отец дает сыну имя человека, у которого учился Торе
  • Можно выбрать имя из недельной главы Торы, которая читалась в ту неделю, когда ребёнок родился, или в честь героев праздника, если он родился в праздник — Мордехай для мальчика или Эстер для девочки, которые родились в Пурим.
  • Не принято давать мужское имя женщине, и наоборот.
  • Следует избегать называть детей именами злодеев.

Выбор имени взрослым человеком

Основные критерии выбора остаются такими же, как и при наречении, именем новорожденного. Так, если ваше нееврейское имя было дано вам в честь близкого родственника семьи, которое было созвучным с его настоящим еврейским именем (скажем, его звали Арон, а вас назвали Аркадием), то имеет смысл остановится на имени родственника, которое хотели увековечить ваши родители. В случае же, когда имя было дано без видимой причины, под влиянием моды на имена, то лучше выбирать имя, созвучное или совпадающее по значению с вашим нееврейским именем. Например, если вас зовут Антоном, то можно взять созвучные имена Натан или Нафтоли. В случае с именем Виталии, этимология которого восходит к латинскому vita, «жизнь», имеет смысл остановится на имени Хаим, имеющем такое же значение на иврите. Пособие по подбору еврейского имени вы можете скачать здесь.

Если при рождении вас не назвали еврейским именем, то это недоразумение вы можете исправить сами, а мы вам поможем советом и организацией. Свяжитесь с нами заранее по тел. (495) 508-4335 или напишите нам о Вашем желании. 

Изменение имени и добавление нового.

Менять еврейское имя, настоятельно не рекомендуется. В исключительных случаях это возможно, но только после консультации с авторитетным раввином.

Если человек серьезно болен, есть обычай добавить к его имени еще одно. Мужчинам добавляют имя Хаим («жизнь, жив») или Рефаэль («Бог исцелил»). Женщинам добавляют имя Хая («живая»). Такая перемена имени оказывает влияние на судьбу больного и возрождает надежду, как говорится: Мешанэ шем, мешанэ мазаль («изменяющий имя, изменяет судьбу»).

Изобретаем имена?

Среди еврейских имен мы находим достаточное количество имен нееврейского происхождения, которые были заимствованы у разных народов. Например, Зрубавел, Мордехай, Эстер — у персов; Александр, Аристобул, Гиркан — у греков; Лейб, Гирш, Вольф — у немцев и т. п. Получается, что если еврея назвать любым инородным именем, то тем самым оно становится еврейским. Так ли это?

Еврейский закон, история и обыкновенная логика подсказывают нам, что имя не становится еврейским только потому, что носителем его является еврей. Говоря языком математики, это необходимое, но не достаточное условие.

Так, согласно букве закона, называть ребенка нееврейским именем запрещено (Респонсы Маhарам Шик «Иорэ Деа», 169). Исключения могут составлять только переводы имен на другие языки (Респонсы Цофнас Панейах, 275). Допускается также использовать нееврейские имена для общения с неевреями при условии, что у человека, кроме него, есть также еврейское имя (Респонсы Маhарашдам «Йорэ Деа», 199).

С исторической точки зрения, согласно первоначальному обычаю, имя ребенку давалось по знаменательному событию в жизни родителей. Например, Ноах, Ицхак, Моше (см. таблицу кратких имен) и т. д. Однако впоследствии обычай был изменен, и теперь детей называют по имени предков. Мудрец времен Мишны (I век н. э.) Рабан Шимон бен Гамлиэль объяснял это тем, что наши праотцы обладали особым пророческим духом — руах акодеш, поэтому и называли детей в честь знаменательных событий. Мы же, утратившие подобные способности, называем детей уже существующими именами (Мидраш раба Берейшис, 37).

И, наконец, по логике вещей, если вы назовете вашего ребенка Васей, то когда он вырастет, в еврейской среде его будут спрашивать: «Вася, как тебя зовут?», а в нееврейской — коситься: «Вася, да не наш!..»

Наши реквизиты

Местная религиозная организация «Иудейская община «Сокол-Аэропорт»

ИНН 7715398720
КПП 771501001
Расчетный счет: 40703810102660000012
Корреспондентский счет: 30101810200000000593
БИК 044525593
Наименование и местонахождение банка: АО «АЛЬФА-БАНК» г.Москва

Добровольное пожертвование на уставную деятельность НДС не облагается.

Наши программы

Встреча субботы и праздников

Занятия по Торе

Детский клуб

Женский клуб

EuroStars

Уроки Иврита

Кошерные продуктов